Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования БОУ СОШ № 10 МО Динской район разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальноеразвитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся,обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Программа разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.2, ст.11), Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (п.10), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» МО Динской район, является учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающее дополнительную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного, социального и естественно - научного профиля.
С сентября 2011 в учреждении начато внедрение Федерального государственного образовательного стандарта со ступени начального общего образования. С сентября 2013 года школа является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС в 5-х классах. В связи с этим в БОУ СОШ № 10 была начата реализация основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа разработана на основе проблемно- ориентированного анализа результатов работы школы по внедрению ФГОС за 2011- 2015 г.
Целью реализации образовательной программы основного общего образования БОУ СОШ № 10 являются: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности при условии сохранения её индивидуальности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта.
2.Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
3.Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися.
4.Установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, обеспечивающих формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности.
5.Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
6.Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнёрами.
7.Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей.
8.Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
9.Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.
10.Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды населённого пункта (ст. Васюринской) для приобретения опыта реального управления и действия.
11.Социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования.
12.Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Данная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, индивидуальных особенностей развития личности, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, возможностей образовательного учреждения.
Программа разработана педагогическим коллективом школы самостоятельно с привлечением органов самоуправления: ученический совет образовательного учреждения, управляющий совет, родительский комитет школы.
Психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно- смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой
осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции
обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их
переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями
прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).